Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ

ПРО МАЛЫША И ЕГО ДРУЗЕЙ
(ОТРЫВКИ ИЗ ПОВЕСТИ)

Жизненный опыт первых пяти лет
уникален и неповторим. 

Томас Харрис

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Широко известный советский писатель и мудрый человек Сергей Михалков, который в своих стихах для детей нашёл путь к уму и сердцу ребёнка, писал: «Человек начинается с детства… дети, многого не зная, многое чувствуют. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – ОТКРЫТИЯ. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь». Действительно, порой, чтобы понять мотивы поступков, самобытность характера человека, надо заглянуть в его детство. Какой опыт ощущений, чувств, сведений и фактов вынес он оттуда? Носителем какой родовой информации, т.е. опыта предков является?
По утверждения психолога Томаса Харриса (см. его книгу «Я хороший, ты хороший»), наши самые ранние детские впечатления, даже если их нельзя выразить словами, сохраняются в записи и проигрываются иногда в настоящем…

МАЛЫШ И ЕГО ЧАСЫ

Кроме обычных часов, которые висят на стене или стоят на столе и указывают, когда надо идти в садик, или садиться обедать, или идти спать, у каждого человека есть также внутренние часы, их называют «биологические часы». Люди живут не только по часам на стене, но и по своим внутренним часам. Никто точно не знает, где эти часы находятся: в голове, или в груди, или ещё где. Они не тикают, их не надо заводить, но эти часы очень важные.
Вот и у Малыша есть свои часы и своё любимое время, когда он неизменно пробуждается – 6 часов 17 минут. Понаблюдайте за ним как-нибудь со стороны. Раннее утро. Трёхлетний Малыш, он же Алёшенька, проснулся, как обычно в своё время, посмотрел на любимого Мартына, который лежал рядом с ним на подушке, щекоча его щёчку мохнатой коричневой шёрсткой. На Малыша с игрушечной обезьяньей мордочки не мигая смотрели чёрные глазки Мартына. Малыш улыбнулся обезьянке, на секунду задумался и громко воскликнул: «Пожярьте мине мо-о!» (т.е. согрейте молока!). Это адресовалось уже не Мартыну, а маме. Было 6 часов 17 минут. Очень редко случалось, чтобы эти слова прозвучали минутой раньше или двумя минутами позже обычного времени (внутренние часы Малыша работают отменно!). Из спальни родителей никто не откликнулся. Малыш немного подождал и настойчиво, отделяя каждый слог, повторил: «По-жярь-те ми-не мо-о-о!». Хотя через два месяца ему исполнялось полных три года, без молока в бутылке с соской Малыш никак не мог представить своей жизни. В дверях показалась мама, она несла любимое молоко. 
– Что же ты так рано пробудился, милый мой Малыш? – с ласковым упрёком сказала мама. – Сегодня выходной день, поспи ещё. И я отдохну.
Мальчик молча улыбнулся и протянул ручки навстречу молоку. Блаженно пропав к бутылочке, он закрыл глаза и упоённо насыщался. И когда однажды мама, будто нечаянно, на его глазах уронила бутылочку и та разлетелась на мелкое осколки (ох, сколько потом пришлось приложить труда, чтобы эти осколки собрать!), Малыш изумлённо и растерянно застыл от неожиданности на несколько секунд, затем горько разрыдался и всерьёз занемог. Неделю он страдал без молока, не принимая его в чашке. Он плохо спал, у него пропал аппетит, исчезла всегдашняя живость и подвижность. Теперь Алёшенька просыпался в свои привычные 6 часов 17 минут без обычной улыбки и даже не звал маму. Он чувствовал себя обиженным и брошенным.
Понимая состояние ребёнка, мама каждое утро подходила к нему с чашкой молока. Но Малыш упорно отворачивался. Всё же однажды, изголодавшись и измучившись, он с жадностью припал к чашке с вожделенным молоком. Кризис миновал!
Шли годы. Мальчик рос, переходил из класса в класс. Но каждое утро в 6 часов 17 минут сквозь сон ломающимся уже голосом кратко произносил: «МОЛОКА!». И доброе молоко, заботливо подогретое мамой, приходило к нему. Наверное, потому доброта и забота мамы, которые он испытал в детстве, среди прочего стали основными чертами его характера. Ведь всё закладывается именно в детские годы.

РЫЖИКА ХОЧУ!

Первые два года своей жизни Алёшенька провёл у заботливой и доброй няни Устиньи Семёновны, которую все соседи на улице называли просто – тётя Ута. Тётю Уту очень ценили и уважали многие мамы и папы, которым она помогала растить их маленьких деток. Жила тётя Ута со своей давней подругой тётей Олей в аккуратном каменном доме с маленьким уютным двориком, загороженным со всех сторон. Когда мама уходила на работу, сестричка Катюша отправлялась в школу, а папа был в рейсе, Малыша привозили к тёте Уте.
– Здравствуй, славный мой Алёшенька! Храни тебя Господь! – каждый раз при встрече говорила глубоко верующая христианка тётя Ута и осеняла его крестом. – Как ты спал-почивал?
Малыш улыбался и с готовностью тянул ручки к ласковой Тёте Уте, потому что ему у неё было уютно и интересно. Ещё бы! Во дворе у тёти Уты было много такого, чего Малыш раньше не знал и не видел. В углу двора, отгороженном высокой сеткой, в небольшом загоне жили разные птицы. Но они не летали, а только хлопали крыльями и кричали на всякие голоса. Это были домашние птицы. Белые-белые курочки и такой же белый большой красавец-петух. Серые большие гуси ходили, гордо вытянув длинные шеи и гоготали: Га-а! Га-а! Га-а! А рядом, переваливаясь с лапки на лапку, ковыляли чёрные уточки с красными-красными носиками-клювиками. И ещё были две огромные, больше Алёшеньки, страшные птицы, которые распускали веером хвост, опускали до земли крылья, свешивали набок голову и сердито ругались: Гуль-гуль-гуль! Гуль-гуль-гуль!
При этом у них под носом повисал длинный красный червяк. Малыш никак не мог понять, откуда этот червяк появляется. Тётя Ута сказала: «Их зовут ИНДЮКИ!».
Фу! Какое некрасивое слово! Сразу и не скажешь.
Малыш мог подолгу стоять, вцепившись ручками в сетку, и заворожено наблюдать за жизнью птиц. Курочки нежно выпевали своё «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко»! А петух взлетал на насест, гордо выпячивал грудь и громко кукарекал: «Кукареку-у-у!» Другие петухи, которые живут в соседних дворах, тоже начинали кукарекать. Получался целый весёлый петушиный хор, что приводило Малыша в неописуемый восторг.
Петух лапой любил разгребать землю. Если он находил какое-нибудь зёрнышко или червячка, он никогда его сам не съедал, а созывал на угощение курочек.
– Хороший петух! – Думал Алешенька. – Он не жадный.
Уточки залезали в корыто и подолгу там плескались, разбрызгивая во все стороны воду. Капельки воды попадали даже на мальчика, и он радостно смеялся.
А гуси, набрав в клюв воды, закидывали на спину свои длинные шеи и чистили, чистили себе пёрышки. Такие чистюли! Только индюки ни с кем не дружили. Они ходили гордо, сами по себе. Время от времени надувались, как большие шарики, распустив хвост и злобно гулькали
Рядом с птичьим двориком жила большая чёрная собака Черныш. Она была добрая, Малыш прямо-таки влюбился в неё, хотя тётя Ута его к собаке не подпускала. И он стал настойчиво твердить маме: «Хочу собачку, хочу собачку. Хочу Рыжика!».
– Почему именно Рыжика? – недоумевала мама. – Что ты, мой маленький, придумал с Рыжиком? Видишь, у нас в квартире тесно, и для собаки места нет.
– А когда я жил в Одессе, – убеждённо отвечал ребёнок, – у меня был Рыжик.!
– Малыш, ты никогда в Одессе не жил. Ты родился и живёшь совсем в другом городе. Ребёнок с укором внимательно посмотрел на маму и, для большей убедительности потрясая раскрытой ладошкой своей маленькой ручки, произнёс: «Но это же было в той, в другой жизни. У меня там был Рыжик, БЫЛ»!
Маме бы задуматься, откуда у ребёнка такая убеждённость, а она пропустила его слова мимо ушей: мало ли что может придумать ребёнок. Между тем, по утверждению индийских мудрецов-гуру, иногда у маленьких детей (до трёх лет) в памяти что-то сохраняется из предшествующего воплощения («другой» жизни). Возможно, Малыш мог бы рассказать много интересного… О чём? О ком? Это так и осталось неузнанным…
А Рыжика, маленького хорошенького пёсика, всё-таки завели. На лестничной площадке, у дверей в квартиру, положили ему коврик, мисочки для еды и воды. И стал он жить-поживать на радость Малышу. И Алёшенька, который теперь уже ходил в садик, а не к тёте Уте, первым делом, возвратясь домой, спешил к своему Рыжику, разговаривал с ним, водил его на прогулку, играл. Рыжик энергично вилял пушистым хвостиком и по-собачьи улыбался, прижимая уши. И всё старался лизнуть Малыша в нос или губы, что почему-то очень не нравилось маме. 
Первое горе Малыш испытал, когда однажды утром, выйдя из квартиры, на привычном месте не обнаружил Рыжика. Но он подумал, что Рыжик придёт. Однако Рыжик и к вечеру не появился. Вместе с папой они долго по соседним дворам искали его, звали, но он бесследно исчез. Наверное, – сказал папа, – кому-то приглянулся. А Малыш горько рыдал, тихо приговаривая: «Рыжик, вернись! Хороший мой, вернись!».
Увы! Напрасно. Всё же Рыжик запомнился Мальчику на всю жизнь.

ДОМИК ПОД СТОЛОМ

В маленькой квартире на четвёртом этаже живут мама, папа, сестра Катюша, которая на целых четыре года старше Малыша, и сам Малыш. Иногда ещё из села приезжает в гости бабушка навестить своих внуков.
Однажды, когда Катюша привела Малыша из садика, он решил напугать маму и спрятался в комнате под столом, что стоит у окна и накрыт скатертью. Мама, которая на кухне готовила ужин, вошла в комнату и спросила:
– Малыш, ты где?
Алёша, сидя под столом, хитро улыбнулся и про себя сказал:
– А я не отвечу. И мама подумает, что я потерялся. А я не отвечу! А мама испугается!
Поняв хитрость Малыша, мама пошла кружить по тесноте пространства, специально притопывая, и громко восклицала: «Тут его нет. И тут его нет! Где же мой милый, ласковый Малыш?!». Она даже горестно хваталась руками за голову, приговаривая: 
– Что же я скажу папе, когда он вернётся из рейса? Ой, надо немедленно звонить в милицию: помогите, пропал ребёнок!
Тогда малыш выскочил из-под стола и громко крикнул: «БУ-У-У!!!»
От неожиданности мама вздрогнула, испуганно всплеснула руками, потом обрадовано прижала его к себе и нежно поцеловала: «Ах ты, мой маленький хитрец! Как ты меня напугал!».
– Я теперь всегда буду прятаться под столом, а ты ходи-и, ходи-и по кругу и везде меня ищи. Хорошо? – сказал Малыш бесхитростно.
С тех пор он облюбовал себе уютное место под столом, перетащил туда подъёмный кран (он умеет его сам разбирать и собирать), игрушечный самосвал, любимый «поезд на три года» (это такой ящичек-конструктор с деревянными деталями, который он получил в подарок к трёхлетию своей жизни) и большой таз с игрушками.
Чего только нет в этом тазу! Кубики и членистая зелёная змейка, что так и извивается в руках, разнокалиберные машинки и зверята, пирамидки и даже настоящий, но одноглазый бинокль, бинокль-инвалид.
Мама постлала под столом мягкий коврик, и малыш почувствовал себя обладателем собственного дома. Теперь он забирается в любимый домик, вполголоса о чём-то шепчется с любимой обезьянкой Мартыном, придумывая разные интересные истории. Многие его игры связаны с приключениями бременских музыкантов (грампластинку «По следам бременских музыкантов» с замечательными стихами Ю.Энтина и музыкой Гладкова Алёша слушал много раз подряд и знает наизусть). Он, конечно, Трубадур. Есть у него и Собака, и плюшевый Кот, а Мартын заменяет ему Осла. Нет только Петуха, но это не беда. Малыш напевает: «Если муха, муху бей! Взять её на мушку!» или песенку Трубадура: 
Ничего на свете лучше не-е-ту,
Чем бродить друзьям по белу све-е-ту,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги, 
Нам любые дороги до-ро-о-ги,
Нам любые дороги до-ро-о-ги…

И отправляется со всей своей командой во дворец за Принцессой. На пути много сказочных трудностей, которые Малыш сам себе нашёптывает, но Трубадур их побеждает и увозит Принцессу. Вся эта история, как в театре, разворачивается и происходит в одном месте, в домике под столом.
А бывает, из домика стремительно выскакивает Заяц. За ним гонится Собака, или Тигр полосатый, или рыжая Лиса (эти плюшевые зверята есть у Малыша). Вслед за ними Алька отправляется в дикий лес на охоту. Лес он уже хорошо знает: всей семьёй они ездили в лес то за грибами, то за шиповником или кизилом.
Иногда под столом в исполнении Малыша раздаётся урчание автомобиля: «ДР-др-др! Бр-бр-рдуу! Иу-иу-иу!». Автомобиль завёлся. Но это происходит не всегда, чтобы машина завелась с первого раза. Тогда нужна разборка, смазка, ремонт. И Малыш приступает к ремонтным работам в своём машинном парке. В результате одна из машинок превращается в отдельные детали. Однажды он добрался даже до часов. И наступила тишина, опасная сосредоточенная тишина. Тут уж мама, встревоженная этой тишиной, заглядывает под стол: какую ещё каверзу учудил Малыш?.. А будильник пришлось отдать в ремонт.
Малыш очень любит гостей и всех приглашает в свой уютный уголок. К нему туда часто забирается чёрно-белая кошка Дунька, которая умеет играть в прятки. Малыш где-нибудь прячется и зовёт: «Дунька! Дунька!». Кошка осторожно крадётся, находит Малыша, задорно произносит своё кошачье «Мур-р-р!» и стремглав мчится на кухню, в коридор. А то вскакивает на стеллаж с книгами, на пианино и удовлетворённо размахивает хвостом: «Ага, я тебя нашла!». Вот какая у Алёши умница-кошка! Ни у кого такой кошки нет!
Иногда в гости к Малышу приходит двоюродный брат Егорка (он уже школьник). Тогда они сидят в домике под столом и подолгу о чём-то разговаривают. Заглядывает туда и Катюша, которую Малыш нежно любит. Даже маму он звал в свой домик, где уже сидели Катюша и Дунька. Мама никак не могла под столом уместиться, а Малыш старательно заталкивал её туда. Ничего не получалось! Но была весёлая возня, смех и всеобщее счастье!
Порой Малыш вытаскивает на середину комнаты таз, высыпает из него все игрушки, а сам усаживается в таз, воображая себя на пароходе, как папа. Ему видится папин пароход, где он уже не раз побывал, и волны с белыми барашками пены, и чайки, которые кричат резкими голосами и стремительно бросаются в море за рыбкой. Надев белую бескозырку с чёрной ленточкой, на концах которой нарисованы маленькие якоря, он «уплывает» далеко-далеко, отталкиваясь руками от пола, смотрит в одноглазый бинокль и твердит: «Я моряк! Я моряк!»…
Надо сказать, Алёша – очень аккуратный мальчик. Закончив игру, он без всяких напоминаний старательно собирает все игрушки в таз и заталкивает его в домик под столом.
Малыш так любит свой домик, что даже во сне ему чудится, как он его обустраивает.

БУДУ ЛОМАТЬ!

У Малыша внутри сидит что-то непонятное: то ли пружинка, то ли червячок, то ли звоночек. Это ЧТО-ТО включается, едва Малыш пробудился, и заставляет его непрерывно действовать. Иногда это ЧТО-ТО тревожит его даже ночью, и он вздрагивает во сне. Вокруг так много незнакомого и интересного, чего никак нельзя пропустить. Всюду надо заглянуть, разворошить ящики письменного стола (ой, чёрная тушь уже пролилась на ковёр!), перебрать посуду в серванте (ох, рюмка разбилась, и кровь на пальчике!). Всё надо попробовать на вкус: одно сладенькое, а от этого всё горлышко печёт, прямо до слёз. Малыш, как первобытный человек, непосредственно знакомится с большим миром, который его очень удивляет. Записывающее устройство в его головке постоянно включено, оно всё фиксирует, хотя и не всё понимает, поэтому Малыш задаёт бесконечные вопросы:
– Почему у Катюши кукла говорит, когда нажмёшь ей на животик? А так сама молчит?
– Почему звонит будильник? А что у него внутри?
– Почему стрелки на часах двигаются каждая по-разному: одна бежит быстро, а другие не быстро?
– А что в пианино играет, когда бьёшь по клавишам?  (и сам тут же по клавишам бьёт ручонкой, довольный)
– А откуда кошка Дуньке взяла котят?
– Куда всё время бегут муравейчики? Смотри, одни чёрные, а другие рыжие?
И ещё много других «почему», «как», «отчего», «когда». Малыш очень торопится, чтобы всё узнать. Узнать сейчас, сегодня, ведь завтра появятся другие «ОТЧЕГО» и «ПОЧЕМУ».…
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Когда в гости приехала бабушка, Малыш радостно бросился ей навстречу, назадавал кучу «ПОЧЕМУ», потом стал рассказывать свои маленькие новости:
– У Дуньки есть котята. Я хожу в садик. Мне купили новый велик. Смотри, как я умею кататься!
И сделал по комнате круг, чтоб показать, как здорово он катается. Растроганная бабушка ласково прижала к себе внука, поцеловала: 
– Молодец, Малыш, ты просто герой. А на велосипеде как отлично ездишь! И как ты подрос! Вот я вам привезла гостинцев. Съешь свеженький пирожок. 
Альке есть не хотелось, но он вежливо откусил пирожок и отправился играть в свой домик под столом Что же касается его трёхколёсного велосипеда, то всем ребятам во дворе – друзьям Малыша – велик очень понравился. Когда он выносит свой велик, вся дружная ребячья компания по очереди колесит на нём, а Алька, что-то возбуждённо выкрикивая, со счастливой улыбкой бегает за своим великом. Лишь иногда может пристроиться сзади на запятки и, держась за плечи одного или другого пацана, прокатиться на велике один круг. Надолго ли хватит этого велика?!...
А бабушка кому-то звонила по телефону, весело разговаривала и приглашала в гости. И вот к ней пришла какая-то тётя, которую бабушка расцеловала и называла «моя родная подружка».
– А что, - подумал удивлённый Малыш, – у бабушек тоже есть подружки?...
Бабушка со своей подружкой уселась на диван. Они о чём-то говорили, говорили и часто повторяли: «А помнишь?...». Алька знает, что помнить надо стихи. А они совсем стихов не помнили, просто говорили и говорили. Малыш слушал их вполуха. И вдруг он услышал, как бабушка сказала:
– Хороший ребёнок, но одно плохо: он безбожно истребляет игрушки, ломает их. Когда росли мои девочки, они очень берегли игрушки. А он… Ужас!!! – И тяжело вздохнула.
Малыш понял, что речь идёт о нём. Но он же игрушки не ломает. Он просто их разбирает и собирает, чтобы понять, как они устроены. Правда, иногда после разборки и сборки часов почему-то остаются лишние винтики…
Малыш оскорблён в своих лучших чувствах тем, что говорят, будто он ломает игрушки. Неправда! Сейчас он им докажет! Алька неожиданно выскочил из-под стола, напугав этим бабушек, вытащил подъёмный кран и решительно сказал: «Буду ломать!».
Бабушки оторопели и уставились на Малыша. А он быстро и ловко разобрал кран, потом так же умело его собрал и, ни на кого не глядя, с независимо-замкнутым видом опять забрался в свой домик: пусть напрасно на него не наговаривают!
Бабушки-подружки понимающе переглянулись: 
– Ох ты! Смотри-ка, как их слова задели самолюбие Человека! 
И поняли: это уже характер… Ведь человек начинается с детства.

ПРАЗДНИК ПЕРВОКЛАШЕК

Время остановить невозможно. И невозможно всегда оставаться маленьким ребёнком. Все растут, всё изменяется. Подрос и Малыш. Он уже уходит из детского сада. А осенью пойдёт в школу, в первый класс. Ему купили ранец и школьную форму: две рубашки, белую и голубую, пиджак и пиджаковые брюки (так их назвал Малыш). Учительницей у него будет Екатерина Ивановна, у которой раньше училась Катюша.
Екатерина Ивановна ласковая и добрая, как мама. Она любит детишек, многому их учит и никогда не кричит. Алёше нравится Екатерина Ивановна. После уроков она ходит с ребятами на прогулку в парк и беседует с ними о природе живой и неживой, о разных деревьях, о повадках птиц, о белочках, которые живут в парке на деревьях, о других зверюшках. А когда дети вместе с учительницей ходили в краеведческий музей, тётя, которую называют «экскурсовод», интересно рассказывала про историю родного города, про турецкую крепость, про воинов-героев (раз они воевали, значит, они герои, так мыслит Алёша), которые освобождали наш город от немецко-румынских захватчиков. Дети прошли по музею. Какие там собраны интересные вещи! Огромная старинная лодка, сделанная из цельного дерева (её нашли в Днестре), старинные пушки-мортиры, и круглые каменные и чугунные ядра к этим пушкам, и длинные ружья-мушкеты со штыком. Есть даже «как настоящая» пещера с первобытными людьми. Всё это называется «Экспонаты». Трогать руками их нельзя. Их можно только рассматривать. Со своими новыми школьными друзьями Юрой, Игорем, Алёшей Малыш живо обсуждает всё увиденное в музее. Они сюда ещё не раз придут…
Учёба даётся Альке легко, и учится он с интересом. Но иногда на уроке ему очень хочется поиграть. Но мама брать игрушки в школу не разрешает. Однако фантазия Малыша всегда при нём. Благодаря фантазии и карандаш, и линейка, и ластик, и даже промокашка оживают и становятся любимыми героями его историй. Малыш потихоньку сползает под парту, там молча играет, а слух его улавливает то, что говорит учительница. Заметив исчезновение ребёнка, Екатерина Ивановна спокойно подходит и извлекает его из-под парты: 
– Вот ты где пропал! Ну-ка повтори, что я сейчас рассказывала детям?
Удивительно, но он пересказывает. Эту страсть что-нибудь вертеть в руках Алёша сохранил во все школьные годы, что не мешало ему успешно учиться…
Когда ребята закончили изучение букваря, Екатерина Ивановна решила провести показательный урок «Праздник букваря» и пригласили на этот урок родителей своих первоклашек, чтобы показать, как хорошо они научились читать, считать и рассуждать. Все девочки были в нарядных белых фартучках, с белыми бантами в волосах, а мальчики в своих синих костюмчиках, белых рубашках с чёрным галстуком или бабочкой. Каждому ученику Екатерина Ивановна надела на головку картонный обруч, к которому были прикреплены различные буквы и цифры. Так, у Алёши обруч с буквой «М», у его соседки Оли – буква «О», Юра – это буква «Ц», а Игорь и Славик – цифры «7» и «4». Все ребята что-то представляли.
На больших плакатах дети читали длинные предложения, находили слово, которое отвечает на вопрос «кто» или «что», называли в словах пропущенные буквы, делали звуковой разбор слов, устно решали логические задачи. Они декламировали стихи и задавали друг другу загадки. Затем прошла интересная игра: Екатерина Ивановна писала слово, ребята-буквы живо выскакивали из-за парт и выстраивались в написанное на доске слово. Дети с удовольствием играли: им было интересно. А мамам и бабушкам – интересно и трогательно, некоторые даже тихо поплакали от счастья.
В конце урока на доске появился плакат со словами:
Есть у тебя талант,
Терпение,
Большое к знаниям
Стремление,
Ты МОЛОДЕЦ.
И, без сомнения,
Заслуживаешь 
УВАЖЕНИЯ.

Ребята хором прочитали стихотворение, потому что эти слова относились к каждому из них….
Есть в классе и иные праздники, личные. Екатерина Ивановна очень внимательная к детям и помнит день рождения каждой девочки и каждого мальчика. Именинников торжественно поздравляют, усаживают на стул и дружно семь или восемь раз качают, поднимая стул повыше. Когда наступил день рождения Алёши (целых семь лет!), он с удовольствием уселся на стул. Ребята вместе с Екатериной Ивановной окружили его, подхватили стел и решительно подняли Алёшу вместе со стулом. И тут у него внутри что-то похолодело, и даже заболел живот, но он себя не выдал, только…
– Ой! – замирая, молча, про себя вскрикнул Алёша, вцепившись в сидение стула. – Ой!
И так семь раз… А стул уже стоял на полу. Все его поздравляли, ели конфеты и пили сладкую воду. Мама принесла в класс 42 блокнота и 42 шариковые ручки (вот сколько ребят было в этом классе!) и подарила детям на память от имени Алёши. В заключение дети спели ему песенку-пожелание.
Вечером папа (он как раз был дома) спросил своего Малыша: «Ну, как прошёл твой день рождения? Как тебя поздравляли?».
– Хорошо, – ответил Малыш. – Они мне пели и качали семь раз на стуле. Мне совсем не было страшно. Только я боялся, что они меня уронят.
Папа расхохотался, сражённый неожиданной логикой Малыша.

СТАРАЯ КРЕПОСТЬ

Алька – добродушный и общительный человек. У него много друзей не только в классе. Дружит он и с ребятами, которые живут с ним в одном доме. Они часто играют в казаков- разбойников, в прятки и в «Пекаря» (когда палкой сшибаешь консервную банку). Но особенно любят сидеть у костра (его разводят в дальнем углу двора). Дети усаживаются вокруг костра кто на чём, заворожено глядя на живую игру огня, от которого порой вздымаются дружные искры, и ведут незатейливые мальчишеские разговоры.
В костре тем временем печётся картошка. Когда она испечётся, ребята будут катать в руках горячие чёрные клубни и, круто их посолив, обжигаясь, будут с аппетитом есть. Сами чумазые, перепачканные сажей и счастливые.
Когда летний день идёт на убыль и солнце уже садится, наступает время рассказывать увлекательные и жутковатые истории. Особенно часто ребята говорят о старинной Бендерской крепости, которую в XV веке на берегу Днестра, на месте бывшей таможни, построили турки под руководством великого турецкого зодчего Синана ибн Абдул Минана. Имени зодчего ребята, скорее всего, не знают, но легенды и подлинные истории, связанные с крепостью, подземными ходами до самой Суворовской горы, с русскими полководцами, которые эту крепость штурмовали и покоряли, им известны. В такие часы их мысли улетают далеко от сегодняшнего дня. И в широко раскрытых глазах мальчишек отражаются блики костра и напряжение от воображаемых видений.
Несколько столетий (точнее 600 лет) крепость была мощным военным объектом. И ныне там находится воинская часть понтонёров (это военные специалисты, которые умеют наводить переправы через реки). И всё же ребята не однажды пробирались в крепость, карабкаясь на крепостные стены или проникая туда через известные им лазы в поисках различных трофеев из прошлого. При этом воображали себя разведчиками или даже смельчаками-героями.
Когда Алька учился в седьмом классе, он вместе с Вадиком и Валерой решил пройти в старую крепость подземным ходом, который, говорят, прорыт под Днестром. У железнодорожной насыпи со стороны Паркан они нашли лазейку и пробрались в какой-то заброшенный ход. Зажгли свечи (так романтичнее, чем с фонариком) и углубились на некоторое расстояние, но от спёртого воздуха свечи стали гаснуть, и пришлось вернуться, ничего не разведав. Да ещё наткнулись там на скелет человека. И сразу вспыхнуло воображение: кто это? Русский казак? Молдавский волонтёр? Или бродяга… Жутковато и романтично!
Дом, в котором живёт Алька, стоит на берегу Днестра. В летние дни достаточно выскочить из подъезда, пробежать сотню-другую шагов, чтобы с разбега влететь в упругие воды реки, преодолевая её напористое течение. Но никакой романтики в этом нет. А вот на Солдатском пляже (так называют пляж в народе) под стенами древней крепости – совсем другое дело! Там у самого берега начинается глубина, старые вербы склоняются над рекой, и крепостные стены с их «водяными воротами» близко подходят к воде  (раньше вода, наверное, была у самых стен). Через них, очевидно, турки спускались к Днестру за водой. Дружная мальчишеская ватага пересекает взбегающее на мост через Днестр железнодорожное полотно, с разбегу прыгает в крепостной ров, который с годами становится всё мельче от нанесённой земли и мусора, и, пробежав несколько шагов, с ходу кидаются в воду, вызывая раздражение завзятых рыбаков, сидящих там с многочисленными удочками. 
До гусиной кожи и синих губ нанырявшись, ребята растягиваются на горячем песке, и начинаются разговоры, чаще всего такие:
– А эти водяные ворота совсем и не ворота, а только маленький проход.
– Интересно, турки за водой ходили с оружием? Они могли его нечаянно утопить. Вот бы найти какой-нибудь кинжал или ятаган.
– Не, не найдёшь. Тут глубина.
– Они, наверное, тут и купались, – говорит кто-нибудь. – Вот тогда на них можно было напасть.
– Ага-а! А на стенах и башнях стража стояла. Сразу бы тебя убили.
– Да, точно.
– Говорят, в крепости можно много всякого найти. Надо туда пробраться.
– Да, вот Вадик нашёл старинные монеты, я сам видел. Он мне их показывал.
– Где нашёл?
– Он уже весь ров обшарил и нашёл возле старых ворот, где раньше турки ходили.
– Повезло Вадику! Он всегда что-нибудь находит.
Ребята мечтательно замолкают, разомлев от солнца и горячего песка. Наконец кто-нибудь из мальчиков рассудительно скажет: 
– Ну, давайте ещё раз скупнёмся и айда по домам…
Так живая история родного города, освящённая именами Пушкина и Потёмкина, Румянцева и Кутузова, Емельяна Пугачёва и даже барона Мюнхаузена, и героика прочитанных книг делает детство Бендерской детворы интересным и запоминающимся. 

ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА

Как-то однажды в раннем детстве Малыш услышал, как мама сказала: 
– Смотрите, сколько в воздухе летает паутины. Вот и бабье лето наступило.
И хотя Малыш тогда не понял, что это за «бабье лето», но он своими глазами видел, как по воздуху летают тонкие нити паутины. Они цепляются за ветки деревьев, за перила балкона, ложатся на кусты и легко колышутся от ветра. Паутинки могут приставать даже к волосам и одежде. Что паутину делают пауки, Малыш знал. Они хитрые и недобрые, эти пауки! Сделают большую-большую липкую паутину, сядут на её середину и ждут, когда в паутине запутается комарик или муха. Муха отчаянно бьёт крылышками и громко жужжит. Она хочет вырваться, но паутина цепкая и липкая и муху не отпускает. Бедная муха бьётся, бьётся, потом обессилит и замолкает. Тогда паук подскакивает к ней и все соки из неё высасывает. Любознательный Малыш сам терпеливо и внимательно это наблюдал, но трогать паука боялся. 
В школе учительница Екатерина Ивановна на уроках по окружающему миру рассказывала про пауков. Есть пауки не опасные, а есть очень ядовитые: тарантулы и каракурты. Эти пауки делают в земле норки и живут там. Если рядом появится жучок, муха, даже мышка, из норки мгновенно выскакивает паук, здоровый, мохнатый, и кусает свою жертву. Та от паучьего яда сразу замирает. Даже человек может умереть, особенно ребёнок, если каракурт или тарантул укусит его, или долго болеет. Так сказала учительница. Поэтому Алька не любит пауков. 
Когда папа купил компьютер, он сказал: «Вот мы и вошли во всемирную паутину, присоединились к компьютерной сети. Любую справку теперь можно в компьютере получить. И когда я буду далеко в море, смогу с вами по компьютеру поговорить и даже видеть вас».
Алька, внимательно слушавший папу, представил себе всемирную паучью сеть: она огромная, липкая и притягивает к себе людей, как мух. Впечатлительный второклашка даже вообразил себе такую картину: где-то сидит-затаился огромный Паук Паучище и придумывает всякие хитрости, чтобы все люди попали в его сеть-паутину (потом он узнал, что это американские военные психологи и психиатры, об этом написано в журнале «Наука и религия» № 2 - 2013). Для ребят Паук придумал много компьютерных игр: догонялки, стрелялки, убивалки, которые очень вредны для психики детей, и приучают их получать удовольствие от жестокости и насилия. Маленькая мышка с длинным- предлинным хвостиком зовёт в компьютерные дальние дали, в мир бесконечного бега, бега в никуда. Как начнёшь играть-бежать, просто оторваться невозможно. Он это знает по себе. Некогда поесть, выполнить уроки, на прогулку выйти, даже лечь спать некогда. Мама заметила, что по ночам Алёша – её Малыш – стал сильно вздрагивать: результат нервного перенапряжения, ослабло зрение, так что пришлось временно надеть очки. Заброшены интересные книги, написанные мудрыми и добрыми писателями. И с друзьями по компику стало интереснее общаться, чем просто так говорить.
Вот невыдуманная картинка сегодняшнего дня. Стоят рядом два подростка, но не разговаривают, а на дисплее послания друг другу пишут, допуская при этом уйму ошибок и употребляя множество слов, потерявших свой привычный первоначальный смысл. Этакий краткий компьютерный сленг, который ничего общего с русским литературным языком не имеет. Ребята стали забывать родной язык, образный и сочный. Их речь стала до предела примитивной и грубой, «украшенной» гирляндами нецензурных слов.
– Сынок, что же вы так безобразно-грубо разговариваете между собой? – спросила мама Алёшу. – Разве ЭТОМУ мы тебя учили?
– Мама, понимаешь, – несколько смущённо ответил Алёша, – сейчас все ребята так разговаривают. Я среди них, как белая ворона. Извини, иногда приходится и мне…
– Вот он стадный инстинкт, – подумала мама. – Люди не терпят того, кто отличается от окружающих.
Да, Паук-Паучище ловко использует свой отупляющее-развращающий яд: люди превращаются в примитивных компьютерных зомби. Как удобно злобным властелинам, стремящимся к покорению мира, использовать таких зомби для воплощения своих преступных планов. Не послать ли во всемирный эфир SOS?! СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!!!

Я – МОРЯК

У Альки внимательные и отчаянно живые глаза, словно чёртики скачут из глаза в глаз. Ему всё хочется узнать, всё понять, до всего докопаться. Живёт он в естественно-привычном мире большой и дружной семьи, где рядом с ним мама, сестра Катюша, лучший друг и брат Егорка, да ещё дедушка и две бабушки. Он к ним ко всем очень привязан. Но самый любимый у Альки человек – это папа. И дедушка, и папа – моряки, просто дедушка уже не ходит в море, он на пенсии. А папа редко бывает дома: он вечно на работе, в море. Алька всегда с нетерпением дожидается его. 
С раннего детства, вспоминает Алька, когда папа возвращался из рейса, он приходил за Малышом в детский сад. И вот они неторопливо идут домой и беседуют обо всём на свете. Папа рассказывает Альке про море, про сильные бури, которые называются «шторм», говорит о всяких сложных случаях, в которых побывал он сам или его товарищи-моряки. Так, однажды в штормовую зимнюю ночь у папы на судне лопнул буксирный трос, которым к судну была прикреплена баржа. И баржу унесло невесть куда в непроглядную тьму, заполненную свирепым воем ветра и громадными волнами. Долго потом моряки рыскали в ночи, пока обнаружили унесённую баржу и с риском для жизни вновь завели на неё трос, закрепили. У мальчика от рассказа замирает сердце и расширяются глаза. И он думает: 
– Вот какой у меня папа – КАПИТАН! 
Ещё папа рассказывает, как после Великой Отечественной войны советские моряки в Балтийском море тралили (т.е. вылавливали) фашистские бомбы и мины, какая это смертельно опасная работа.
– И наш дедушка тоже вылавливал?- спрашивает мальчонка, на что папа отвечает: «Конечно, он же моряк».
Мины, оказывается, бывают рогатые («Как корова?!» – недоумевает Малыш). Эти мины привязывают на длинные верёвки-тралы, они как бы плавают под водой и подрывают корабли. Ещё в море на дне лежат бомбы, а в них находится что-то очень опасное. Оно называется «ИПРИТ». Когда бомба взрывается, иприт разлетается во все стороны. Капли иприта попадают на тело человека и оставляют там страшные раны. У дедушки на руке тоже остался шрам от этого иприта. Алька не всё до конца понимает, но чувствуют, как это интересно и немного страшно. Есть о чём потом подумать…
Очень любят в этой семье рассматривать фотографии из дальних рейсов папы, который избороздил на своём корабле моря и океаны, побывал на всех континентах планеты Земля, наблюдал обычаи и нравы многих народов. Как много видел папа, как много он знает!
– Я тоже буду моряком, – думает Малыш.
В шкафу висит папин морской китель с золотыми, по убеждению Альки, пуговицами, на которых вытиснен выпуклый якорь, а на рукава пришиты шевроны – золотые нашивки. Там же в шкафу лежит папина мичманка (такая морская фуражка с «крабом» – гербом). Малыш напяливает на голову мичманку, явно на него великоватую (она ложится ему на уши и смешно их оттопыривает), подолгу стоит перед зеркалом, внимательно себя рассматривая, и негромко твердит: «Я – моряк! Я – моряк!».
Надо сказать, что по давней традиции, у Альки, как почти у каждого мальчика в детстве, есть и свой костюмчик с матросским воротником-гюйсом (воротник голубой, а на нём три белых полоски, означающие три исторические морские виктории русского флота над турецкими эскадрами при Гангуте, Чесме и Синопе), обязательный кортик у пояса и бескозырка с ленточкой, на которой надпись «Варяг». В городе, где Алька живёт, на постаменте установлен большущий корабельный якорь. Алька забирается на постамент (он его называет «подстамент»), картинно выставляет вперёд ногу и гордо поднимает голову, а ленточки его бескозырки, всколыхнутые ветром, относит в сторону…
Папа не раз говорил: «Море не любит бездельников и не прощает ошибок. Моряк всё должен делать чётко и по правилам. Иначе быть беде! Надо закалять свою волю, не трусить, не теряться. И, конечно, уметь плавать и нырять, как рыба».
Едва научившись ходить, Малыш узнал, что такое море. Но его море было пляжное, не грозное. Это было летнее, ласковое, тёплое море. И песочек горячий. Алька зачерпывал в ведёрочко морской воды, поливал песочек, копал его лопаткой. Или у самой воды строил из мокрого песка крепость с башнями, толстыми стенами и подъёмным мостом  (щепочкой) через ров, в который он наливал воду, а она тут же уходила в песок и возвращалась к большой воде, в родное море. Затем он сам забегал в море, падал ручками сквозь воду на дно и, поднимая облако брызг, со всей силы колотил ногами – ПЛЫЛ!!! Нырять и плавать по-настоящему Малыш тогда ещё не умел. Ну, какой же он моряк?!
Мама повела его в плавательный бассейн, где Алька упорно и увлечённо тренировался, осваивая технику плавания: в первую очередь надо научиться дышать (?), правильно дышать, руками и ногами работать правильно, т.е. синхронно (одновременно и ритмично).
К концу учебного года (Алька переходил в третий класс) он научился прилично плавать, втихаря (тренер малышам запрещал) залезал на вышку и представлял, как он оттуда будет нырять. Словом, вырабатывал в себе смелость и выдержку. Теперь, приезжая на море, Алька плавал на приличную глубину, до волнореза. Пытался и за волнорез заплывать, но мама запрещала…
Когда Алька перешёл в пятый класс, папа сказал:
– Что ж, плавать ты научился. Теперь обязательно надо осваивать греблю. Представляешь: сумрак, свирепый ветер, высоченная волна перехлёстывает через борт, накрывая даже палубные надстройки. Корабль волной бросило на подводный риф (у мальчика округлились глаза, и он явственно представил себе кипящие у коварного рифа пенные волны, он такое читал). Появилась огромная течь. Судно стало резко крениться на борт, и надо уходить с тонущего корабля. Надев спасательные жилеты, моряки спускают на воду шлюпки и, взявшись за вёсла (если нет мотора), выгребают подальше, чтобы тонущее судно не увлекло шлюпку в образовавшийся водоворот. Каждый моряк ОБЯЗАН уметь грести и управляться с вёслами.
И Алька записался в школу гребли. А в городе, где живёт Алька, отличная школа гребли, воспитавшая многих чемпионов республики, Европы, мира. Наука эта давалась ему с трудом, т.к. Алька в группе был самый младший и самый маленький ростом среди ребят. Тренер часто определял ему место рулевого, а не на вёслах, что мальчику казалось очень обидным. И всё-таки два года он упорно тренировался, осваивая работу вёслами и обучаясь первоначальным навыкам штурмана-рулевого. Эта мышечная память, помноженная на опыт рулевого, впоследствии пригодилась, как любое полученное знание. Он научился мастерски водить крупные суда, ювелирно, в одно касание, пришвартовывать их у причалов многих портов земного шара. И порядок на его судне всегда идеальный, морской…
Вспоминая своё детское романтическое представление о море, Алёша не раз про себя повторял слова бывалого моряка и поэта Леонида Вяткина:
Если кто-нибудь считает:
Море – это чаек стая,
Море – это пенный всплеск,
Море – это солнца блеск, 
Море – это ветер шалый,
Иностранные причалы,
Города в рекламных строках
И купюры всех валют, –
Ошибается жестоко:
Море – это, братцы, ТРУД! 
(из поэмы «Первый рейс»)

А пока Алёша сознательно идёт к своей будущей профессии. На его книжной полке рядом расположились книги «Жизнь моря», «В подводном мире», «Страницы морской славы», рассказы мореходов-писателей Константина Станюковича, Бориса Житкова, Руала Амундсена, Джозефа Конрада. А книга «Юным корабелам» испещрена его пометками. Он легко может назвать русских адмиралов и корабелов – создателей новых конструкций кораблей. Алёша внимательно изучил флажную символику (флажок – буква) и азбуку Морзе (точка – тире). Да ещё занялся ориентированием на местности. Любую работу старается делать качественно, чётко, по-флотски. На него во всём можно уверенно положиться.
Недаром на выпускном вечере при вручении аттестатов зрелости директор школы Лариса Васильевна нашла для него искренние и проникновенные слова:
– Алёша, оставайся таким, какой ты есть. Доброго и успешного тебе жизненного пути. Ты достигнешь своей цели, я уверена. Нам будет тебя очень не хватать!..
И вот за плечами годы учёбы в морской академии, служба в армии, многие-многие тысячи морских миль, города и страны, параллели и меридианы…
МЕЧТА СБЫЛАСЬ!!!

Категория: Мои статьи | Добавил: Козоя (27.06.2016)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: